SKF - Wepfer

Компактные ветряные установки

Рост популярности ветроэнергетики, позволяющей вырабатывать электричество с низкими объёмами выбросов СО2, приводит к постоянному увеличению размеров устанавливаемых ветряных турбин. Но одна небольшая компания в Швейцарии пошла по другому пути: она решила вырабатывать энергию ветра более скромными и доступными средствами.

РЕЗЮМЕ

WEPFER TECHNICS AG
Местоположение: округ Андельфинген вблизи Цюриха, Швейцария

Основатель: Ганс Вепфер. Открыл собственную компанию в 1991 г. (с 2002 г. компания называется Wepfer Technics)

Направление деятельности: продажа сельскохозяйственного оборудования, разработка и производство сельскохозяйственного и промышленного оборудования, производство ветряных турбин

Количество сотрудников: 11

www.wepfer-technics.ch

ССЫЛКИ НА ТУ ЖЕ ТЕМУ

Wepfer

ОБРАТИТЬСЯ В ОТДЕЛ СБЫТА

Pierre Rosa, Pierre.Rosa@skf.com

Ветроэнергетика представляет собой самый эффективный способ выработки электроэнергии с низким уровнем выбросов СО2, и преобладающая тенденция сегодня – постоянное увеличение размеров ветряных турбин. Однако Ганс Вепфер, заядлый изобретатель и умелец из Швейцарии, разработал небольшую эффективную установку, которая легко помещается среди домов в любой деревушке или среди зданий в промышленной зоне.

Изобретения Вепфера легли в основу его собственного бизнеса – компании Wepfer Technics в округе Андельфинген вблизи Цюриха. Например, среди его изобретений специальная сенокосилка, машина для сбора облепихи, а также устройство, позволяющее одновременно снимать наружные и внутренние фаски труб.

«К нам обращаются люди с просьбой изобрести то или иное устройство, которое пока не существует, – поясняет Ганс, – и мы его изобретаем». На имя Ганса зарегистрировано несколько патентов, и некоторые его устройства продаются по всему миру.

На мысль о создании ветроэнергетической установки Ганса натолкнул принцип действия самолётных винтов. Вепфер имеет лицензию пилота, а если он с чем-то сталкивается в жизни, ему обязательно надо разобраться в том, как это работает. «Я стопроцентный механик», – смеётся Ганс.

Учитывая потребность в источниках энергии с низким уровнем выбросов CO2, для Ганса было естественно воспользоваться своими знаниями о принципах работы винтов для разработки вет­ряной турбины. Чтобы создать такую установку, ему понадобилось получить соответствующие специальные знания и даже самому смастерить оборудование для изготовления деталей.

Однако изучение этих вопросов привело Ганса к противоположным результатам по отношению к преобладающей тенденции развития ветроэнергетических установок. «Любое дело, за которое берёшься, требует детального изучения, – объясняет Ганс, – и иногда полученные знания позволяют открыть новые горизонты».

В то время, как современные производители разрабатывают турбины всё больших и больших размеров – сейчас существуют установки с лопастями длиной 60 м и мачтами высотой 140 м, вырабатывающие до 7 МВт электроэнергии, – турбина Ганса производит всего лишь 83 кВт электроэнергии, имеет лопасти длиной 7 м, установленные на мачте всего в 16 м над землёй. Система из трёх турбин на одной опорной конструкции, вырабатывающих в общей сложности 250 кВт электроэнергии, установлена в промышленной зоне в соседнем городе Шаффхаузене и эксплуатируется местной энергетической компанией EKS, которая назвала установку Windmill3 Hans в честь её изобретателя.

Три турбины одновременно поворачиваются навстречу ветру, возвышаясь над заводскими зданиями, но работают они настолько тихо, что совсем не мешают рабочим. Предыдущий опытный образец установки был расположен всего в 30 м от окна спальни Вепфера, и Ганс вспоминал: «Мне даже приходилось вставать ночью, чтобы проверить, работает ли моя установка, потому что услышать её было невозможно».

Установка Ганса использует ротор инновационной конструкции с шестью более широкими и плоскими лопастями по сравнению с традиционным трёхлопастным ротором. Частота вращения законцовки такого шестилопастного ротора в два раза ниже, чем у ротора аналогичного размера с тремя лопастями. По мнению Вепфера, такая конструкция даёт определённые преимущества, одним из которых является практически полное отсутствие шума, ведь 45 децибел – это на уровне спокойного разговора.

Именно отсутствие шума, по мнению Вепфера, позволит легко получать разрешение соответствующих органов на монтаж установки. Вепфер считает, что его установки будут устанавливать в сельской местности и в промышленных зонах, потому что они не слишком громоздкие и не портят внешний вид. Это приведёт к децентрализации производства электроэнергии и позволит сократить затраты на передачу энергии и частично разгрузить сеть.

Большие плоские лопасти ротора не представляют опасности для птиц и летучих мышей. Вепфер утверждает, что животные зрительно воспринимают крутящиеся винты как большие диски и не приближаются к ним. На данный момент не зафиксировано ни одного случая гибели животного в результате столкновения с опытными образцами установки, но компания EKS ещё проводит сравнение статистических данных по численности птиц и летучих мышей до и после установки ветряной турбины. Есть вероятность, что животные просто обходят это место стороной, после того как здесь появились эти огромные «диски».

Но всё же главным преимуществом установки является эффективность новой конструкции. «Мы можем начать вырабатывать электроэнергию при скорости ветра 1,5 м/с, в то время как для традиционных ветроэнергетических установок необходимая скорость ветра составляет от 3 до 3,5 м/с, – утверждает Вепфер. – Кроме того, нам не нужно отключать установку во время грозы и сильных порывов ветра. Мы просто регулируем шаг винта для поддержания требуемого уровня производства электроэнергии».

При разработке такого инновационного устройства проблемы неизбежны. Главная неприятность случилась тогда, когда при испытании образца отвалилась одна из лопастей ротора, и пришлось заново выполнять расчёт многих параметров проекта. В последней версии установки проблемы были устранены: первоначальную алюминиево-стальную конструкцию заменили полимерными лопастями, армированными углеродным волокном, увеличили размер главного вала и изменили конструкцию механизмов регулировки шага винта.

Теперь Вепфер готовится приступить к серийному производству своих установок. Опытный образец оказался достаточно дорогостоящим, поскольку многое приходилось делать вручную. Серийное производство будет менее затратным, с более экономным расходом материалов. «На опытный образец у нас ушло 60 тонн стали, но теперь, с новой опорной конструкцией, мы значительно сократим расход металла», – утверждает Вепфер. Отдельные детали придётся закупать, так как мастерские Вепфера не имеют достаточных мощностей для их изготовления.

Недостатка в потенциальных покупателях нет: «Нам присылали запросы, и к нам приезжали со всего мира, даже из Китая и Северной Кореи, – говорит Вепфер, – поэтому мы планируем расширить ассортимент предлагаемой продукции».

Турбины будут поставляться как по отдельности, так и в виде комплексов из двух, трёх или даже четырёх установок на одной опорной конструкции. Также будут доступны исполнения большего и меньшего размеров, хотя Вепфер считает, что существуют определённые ограничения по размерам установки, иначе конструкция теряет свои преимущества.

«Для меня, как для изобретателя, это важный этап в карьере, – говорит Ганс. – Это большой проект для нас, и он довольно существенно отличается от того, что на сегодняшний день представлено на рынке. Я думаю, это важное изобретение».

Как вы понимаете, Ганс Вепфер на этом не остановится. «В связи с этим проектом у меня в голове родились разные идеи для новых изобретений, – говорит он, – но пока я вам о них не расскажу».

Центральные элементы
SKF поставляет три центральных элемента для новой ветроэнергетической установки Ганса Вепфера. Вся конструкция вращается на опорно-поворотном устройстве SKF, установленном на 2,5-метровом зубчатом колесе. Главный вал с обоих концов опирается на сферические роликоподшиники SKF в корпусах, а гидравлический механизм регулировки шага винта поддерживается двумя радиально-упорными шарикоподшипниками.

Строительство турбины Вепфера на заводе в округе Андельфинген, Швейцария.Скачайте приложение Evolution для iPad, чтобы посмотреть слайд-шоу о турбинах Вепфера.Лопасти турбины Вепфера более широкие и плоские по сравнению с роторами традиционной конструкции.Вал винта с обоих концов опирается на сферические роликоподшипники SKF в корпусах.Ганс Вепфер монтирует лопасти ротора тубины.

Материалы по теме

Wepfer

Down-to-earth wind power

The growing popularity of wind power to produce electricity with a low carbon footprint has led to the installation of wind turbines that are bigger and bigger. Now a small company in Switzerland is aiming at the other direction, producing wind power on a quieter, more down-to-earth scale.

Text Michael Lawton Photos Maurizio Camagna

Bearing housings Electricity, gas and water supply Reliability Slewing bearings Spherical roller bearings

Summary

WEPFER TECHNICS AG
Location: Andelfingen, near Zurich, Switzerland

Founded: Hans Wepfer started his own business in 1991 (Wepfer Technics since 2002)

Business fields: agricultural equipment sales, agricultural and industrial equipment development and manufacture, wind turbine manufacture

Employees: 11

www.wepfer-technics.ch

Related Links

Wepfer

Sales Contact

Pierre Rosa, Pierre.Rosa@skf.com

Wind power is a most effective way of producing electricity with a very low carbon footprint, and the trend is towards ever-larger wind turbines. But Hans Wepfer, an inveterate inventor and tinkerer in Switzerland, has developed a small, efficient unit that fits neatly among the houses of a village or the buildings of an industrial estate.

Wepfer has built his company, Wepfer Technics of Andelfingen near Zurich, on his own inventiveness. He’s developed machinery for mowing grass, for picking sea buckthorn berries and for bevelling both the outside and inside of pipes in one procedure.

“Someone comes to us and says they need something that doesn’t exist,” he explains, “and we invent it.” He has several patents to his name, and some of his products are distributed worldwide.

The idea for the windmill came from his understanding of aeroplane propellers. Wepfer has a pilot’s licence, and if he makes use of something he needs to understand it. “I’m a completely mechanical man,” he jokes.

Given the need for energy sources that are low on carbon emissions, it seemed evident that he should use his understanding of propellers to de-velop a wind turbine. To do so, he had to develop the expertise to design the product, even making by himself the equipment needed to manufacture the parts.

But his research into those issues led him in the opposite direction from the present windmill industry. He explains, “You have to research whatever you do, and sometimes your research leads you from the known to the unknown.”

While the rest of the industry has been developing ever-larger units – nowadays, there are windmills with 60-metre-long blades and 140-metre-high masts, producing up to seven megawatts – his prototype turbine produces just 83 kilowatts, and its 7-metre blades are just 16 metres above the ground.  A row of three turbines on one supporting structure, producing a total of 250 kilowatts, stands in an industrial estate in the nearby town of Schaffhausen and is operated by the local electricity company, EKS, which named it “Windmill3 Hans” in honour of its inventor.

The three turbines turn together over the buildings to face the wind, but they are so quiet that they don’t disturb the workers. Indeed, an earlier proto-type was standing just 30 metres from Wepfer’s own bedroom window. “At night,” he remembers, “I had to get up and look to check it was still working. I couldn’t hear it.”

His windmill is based around an innovative rotor design – its six blades are each much wider and flatter than those on a conventional three-blade unit. With six blades, the speed at the rotor tip is half that of a similarly sized three-blade rotor, and, according to Wepfer, that has several advantages, one of which is the absence of noise. At 45 decibels, the noise level is that of a quiet conversation.

Its quietness is one reason that Wepfer thinks it will be easy to get planning approval.  He expects that his units will be put up in villages or on industrial estates because they won’t dwarf the surroundings. That enables decentralized electricity generation, which avoids transmission losses and takes some of the load off the network.

The big, flat rotor blades are harmless to birds and bats as well. According to Wepfer, they see the rotors as big discs, and they don’t come near. So far no animals have died in collisions with the prototype, but EKS is comparing the numbers of birds and bats before and after the installation. It could be that they simply avoid the area altogether now that these big “discs” are in the way.

But perhaps the main advantage is the efficiency of the new design. “We can start generating electricity when the wind is blowing at a speed of 1.5 metres per second, while conventional windmills need 3 to 3.5 metres per second,” Wepfer says. “In addition, we don’t need to turn the windmill off in a storm. We just adjust the pitch to maintain the planned generating level.”

The development of such an innovative design has not been without its problems. The main setback came when a rotor blade fell off the prototype and various aspects of the project had to be recalculated. In the latest version the problems have been solved, with carbon-fibre reinforced polymer blades to replace the original aluminium and steel construction, a larger main shaft and redesigned pitch control mechanisms.

Now Wepfer is getting ready for series production. The prototype was relatively expensive, with a lot of handicraft involved. The series will be more efficient in the production and more sparing in the use of materials. “We used 60 tonnes of steel in the prototype, and we’ll certainly get that down by quite a bit with a new design for the supporting structure,” Wepfer says. Some of the parts will have to be outsourced since Wepfer doesn’t have the capacity in his own workshops.

And there is plenty of interest: “We’ve had enquiries and visits from all over the world – even China and North Korea,” says Wepfer, “and we are planning to extend the range of products on offer.”

The turbines will be available as single units or as two, three or even four on a single construction.  There will be smaller and larger versions, but Wepfer believes there’s a limit to the size before the design begins to lose its advantages.

“This is a milestone in my career as an inventor,” he says. “It’s quite a large project for us, and it’s quite different from anything that is currently on offer. I believe it is an important invention.”

As you might expect, Hans Wepfer won’t stop here. “This has led me to have other ideas for new products,” he says. “But I’m not telling you what they are.”

Central elements
SKF supplies three central elements of Wepfer’s new windmill. The entire construction turns on an SKF slewing bearing fitted in a 2.5-metre toothed wheel. The propeller shafts are held at each end by an SKF spherical roller bearing and SKF housing, and the hydraulic pitch mechanism is supported by two angular contact ball bearings.

A Wepfer turbine under construction at the plant in Andelfingen, Switzerland.Download the Evolution iPad app to watch a slideshow of images from Wepfer.The blades on the Wepfer turbine are much wider and flatter than those on a conventional rotor design.The propeller shafts, at each end, are supported by an SKF spherical roller bearing and housing.Hans Wepfer assembling turbine rotor blades.

Related content