Archive

Ханс Рослинг исила задушевных бесед

С энергией футбольного комментатора во время матча Барселона – Реал Мадрид всемирно известный профессор в области здравоохранения Ханс Рослинг сопоставляет факты, выводит закономерности и преобразует сухую статистику в сенсационные умозаключения.

Related Articles

С энергией футбольного комментатора во время матча Барселона – Реал Мадрид всемирно известный профессор в области здравоохранения Ханс Рослинг сопоставляет факты, выводит закономерности и преобразует сухую статистику в сенсационные умозаключения.

Бизнес

Молодожёны шепчутся, обсуждая планы на будущее: «У нас будет двое детей. Они пойдут в школу. Мы купим им велосипед и гитару, а по выходным будем все вместе отдыхать на пляже».

Профессор Каролинского института в Стокгольме (Швеция) Ханс Рослинг, специализирующийся на вопросах международного здравоохранения, говорил о значении таких задушевных бесед в своем докладе на конференции в Куала-Лумпур (Малайзия).

По мнению Рослинга, ключ к развитию лежит в спальне: всё больше молодых пар в развивающемся мире преодолевают черту бедности, повышая уровень своего здоровья и достатка.

«Мир населен современными семьями», – объясняет Рослинг и в качестве примера приводит Вьетнам. Если в 1965 г. на одну семью здесь приходилось 7,3 ребёнка, а средняя продолжительность жизни составляла 47 лет, то в 2009 г. эти показатели были следующими: двое детей и 75 лет. По обоим параметрам Вьетнам сравнялся с Соединёнными Штатами.

И, как говорит учёный, Вьетнам – не единственный пример. Хотя беднейшие государства по-прежнему бедны, растёт число развивающихся стран, которые по многим показателям догоняют Запад, в частности, по уровню образования. «В настоящее время в Индии и Китае дипломированных инженеров в области химии и физики даже немного больше, чем в Западной Европе и Северной Америке вместе взятых», – говорит Рослинг.

Изменения начались в Азии и Латинской Америке в 1970-е гг., рассказывает учёный, однако частью Западного мира эти регионы до сих пор так и не стали. Обучая студентов Каролинского института, Рослинг обнаружил, что в их сознании прочно утвердился стереотип разделения мира на «мы» и «они», на богатые и развивающиеся страны, с огромной пропастью между этими понятиями.

«На рубеже веков студенческое сообщество в Швеции охвачено теми же настроениями, что господствовали в 1940-е годы», – замечает Рослинг. Осознание этого феномена побудило учёного разработать концепцию, основанную на фактах. В 2005 г. сын и невестка Рослинга создали уникальную компьютерную программу Trendalyzer, позволяющую «оживить» статистику, в формулировке Рослинга – «заставить её танцевать».

На анимированных интерактивных графиках страны представлены в виде мыльных пузырей, размер которых зависит от численности населения, а цвет – от того, в какой части света находится страна (Азия – красный, Африка – синий и т.д.). На осях X и Y можно выбрать различные параметры: средняя продолжительность жизни, количество детей в семье, процент грамотного населения, объёмы выбросов углекислого газа. При активации анимированного графика появляется возможность проследить динамику развития (по каждой из стран), в некоторых случаях – с 1800-х гг.

Для лучшего понимания статистики Рослинг использует разнообразные средства: от графиков и диаграмм до коробок IKEA. Не зря его считают одним из крупнейших специалистов в своей области. Учёный, например, снимался в документальном фильме BBC «Радости статистики» (The Joy of Stats), а его презентации, выложенные на YouTube, просмотрели миллионы пользователей.

«Сегодня я ввожу новое название для развивающегося мира, – заявил Рослинг на конференции в Куала-Лумпур. – Я называю его «миром». Это в нем живут люди, это в него необходимо интегрироваться Западу. Не наоборот».

HI_Hans_Rosling_1

Hans Rosling & the power of pillow talk

With the energy of a Spanish football ­commentator during an El Clásico game, international health ­professor Hans Rosling connects the dots, ­transforming dry statistics into mind-changing ­revelations about the state of the world.

Business

A young couple whispers to each other before they go to bed, dreaming up their future: “We will have two children. They’ll have shoes to wear. They’ll go to school. And we’ll be able to buy them a bicycle and a guitar, and we will all go on holidays to the beach.”

Hans Rosling, professor of international health at Karolinska Institutet in Stockholm, Sweden, describes this pillow talk during a presentation at a conference in Kuala Lumpur, Malaysia, where Evolution meets up with him.

In Rosling’s view, the key to development lies in the bedroom, with an increasing number of young couples in the developing world crossing the poverty line to become healthier and wealthier.

“The world is full of modern families,” Rosling explains, and points to Vietnam, a country that has gone from an average of 7.3 children per family and a life expectancy of 47 years in 1965, to two children per family and a life expectancy of 75 years in 2009. By both measures, Vietnam is now on par with the United States.

And Vietnam is not alone, he says. Although the poorest nations remain poor, an increasing number of developing countries are catching up to the West on several fronts, education being one example. “The number of engineers in chemistry and physics that have graduated in India and China is slightly higher now than in Western Europe and North America put together,” says Rosling.

These changes started decades ago, in the 1970s in Asia and Latin America, he says, but they seem not to have yet sunk in in the West. Teaching students at Karolinska Institutet, Rosling discovered that their minds were fixed on an “us and them” divide, splitting the world into the rich and the developing world, with a huge gap between the two.

“The students’ world view in Sweden at the turn of this century corresponds with the reality that their teachers were born into in the 1940s,” says Rosling. This realization inspired him to promote a more fact-based worldview. In 2005, his son and daughter-in-law developed the unique Trendalyzer software as a way to bring statistics to life – “make them dance” as Rosling describes it.

In animated and interactive charts, countries are represented by bubbles, their size depending on a country’s population and their colour on which continent it belongs to – red for Asia, blue for Africa, etc. On the X and Y axes a number of different variables related to world development can be chosen, such as life expectancy, number of children, literacy rate or CO2 emissions. When you activate the animated chart, you follow the countries’ development through time (you can choose which countries you want to observe), in some cases dating back to the early 1800s.

Rosling uses everything from charts to IKEA boxes to make statistics easy to grasp. The result is that he is now a global guru in his field. For example, he’s starred in the BBC documentary The Joy of Stats, and his presentations, which have been posted on YouTube, have had millions of hits.

“Today I launch a new name for the developing world,” Rosling told the participants in the Kuala Lumpur conference. “I call it ‘the world’. That’s where people live. And that’s where the Western world has to integrate. Not the other way around.”

 

 

Related content