Engineering Competence

Новая конструкция подшипника для ветряных турбин

Представляем новый подшипник для редукторов ветряных турбин. Высокопрочные подшипники SKF для редукторов отличаются увеличенной долговечностью, ресурсом и прочностью.

Материалы по теме

Ветроэнергетическая промышленность постоянно сталкивается с необходимостью снижения нормированной стоимости энергии (LCoE), что приводит к появлению новых конструкций трансмиссий. Таким образом, чтобы ограничить вес верхней части турбины и размер самых больших компонентов для транспортировки, требуется увеличение интенсивности крутящего момента редуктора [1]. Все компоненты, включая роликоподшипники, используются для дальнейшего уменьшения размеров без снижения эксплуатационных характеристик.

Современные редукторы турбин состоят из двух или более ступеней планетарных передач. Чтобы достичь более высокой интенсивности крутящего момента, увеличивается число планетарных передач. Следовательно, крутящий момент распределяется по большему количеству контактов шестерни, что позволяет уменьшить диаметр планетарной передачи и венцовой шестерни. Такие новые тенденции в проектировании привели к значительному уменьшению размера редуктора. Однако это привело и к уменьшению пространства под подшипник, на который опираются сателлиты (Рис. 1).

Необходимость эффективных решений в области роликоподшипников

Одним из способов дополнительного уменьшения размера планетарных передач является использование гидродинамических подшипников скольжения. При этом при определённых условиях эксплуатации, частоте вращения и геометрических параметрах планетарной передачи, таких как отношение ширины к диаметру, роликоподшипники представляют собой хорошо зарекомендовавшее себя надёжное решение, оптимальное по соотношению «цена-качество». Таким образом, необходимы новые роликоподшипники, способные выдерживать более высокие нагрузки и контактное давление для соответствия повышенной интенсивности крутящего момента.

Новые тенденции в проектировании привели к значительному уменьшению размера редуктора

Ещё одним важным фактором в разработке новых подшипников для редукторов ветряных турбин является необходимость повышения надёжности и устойчивости к типовым видам отказов в условиях эксплуатации, таким как преждевременные отказы с появлением белых трещин травления (WECs) [2] или микрораковин [4].

В этой статье будет представлен высокопрочный подшипник SKF для редукторов, ставший результатом проекта разработки, где основное внимание было сфокусировано на новой конструкции подшипника, обеспечивающей:

  • повышенный номинальный ресурс подшипника, который позволяет уменьшить размер подшипников;
  • повышенную устойчивость к типовым видам отказов в редукторах ветряных турбин.

Рис. 1. Диаметр типовой венцовой шестерни и планетарной передачи в первой ступени редукторов ветряных турбин (слева) и эскиз многоступенчатой планетарной передачи (справа).

Высокопрочный подшипник SKF для редукторов ветряных турбин

Высокопрочный подшипник SKF для редукторов был разработан в соответствии с высокими требованиями к роликоподшипникам в редукторах ветряных турбин. Данный подшипник сочетает в себе специальную подшипниковую сталь и процесс термохимической обработки, который обогащает поверхность и подповерхностную зону компонентов подшипника.

Рис. 2. Термохимическая обработка высокопрочных подшипников SKF для редукторов.
Обогащение поверхностной и подповерхностной зон позволяет добиться мелкозернистой микроструктуры с мелкозернистыми отложениями и заданным уровнем стабильного остаточного аустенита, равномерно распределённого в микроструктуре. Как правило, считается, что все эти свойства оказывают положительное влияние на усталостную прочность подшипниковой стали, включая стойкость к неисправностям, вызванным поверхностной усталостью, и их распространению [5]. Такая обработка также позволяет добиться более высоких сжимающих напряжений и поверхностной твёрдости по сравнению с подшипниками, используемыми в настоящее время в ветроэнергетике, что ещё больше повышает устойчивость данных подшипников к контактной усталости.

Оценка эксплуатационных характеристик

Определение ресурса подшипника

Была проведена серия испытаний, в ходе которой выполнялись испытания под очень высокой нагрузкой, с дорожками качения с предварительно нанесёнными вмятинами, с образованием полноценной смазочной плёнки и в условиях недостаточного смазывания. Предварительно нанесённые вмятины действуют как концентраторы местных напряжений на поверхности, снижая эффективность смазывания. Параметры испытания приведены в таблице 1.

Таблица 1. Условия испытаний с точки зрения условий нагружения (C/P) и смазывания (коэффициент вязкости k).

Испытания проводились со среднегабаритными коническими роликоподшипниками, которые в настоящее время используются на высокоскоростных валах редукторов в диапазоне от 2 до 3 МВт.

Было испытано два варианта подшипников. Базовый вариант представляет собой современный подшипник из закалённой стали класса SKF Explorer [3] с чёрным оксидированием. По своим характеристикам он сопоставим с высокопрочным подшипником SKF для редукторов.

Все результаты усталостных испытаний были объединены в единый стандартный график Вейбулла, представленный на Рис. 3. На рисунке показано значительное повышение эксплуатационных характеристик высокопрочного подшипника SKF для редукторов по сравнению с базовым вариантом. Звёздочкой показан скорректированный расчётный ресурс согласно ISO/TS 16281:2008 для высокопрочного подшипника SKF для редукторов (смотрите раздел 4). Параметры модели выбираются таким образом, чтобы расчётный номинальный ресурс был близок к нижней границе доверительного интервала L10h.

Рис. 3. Объединённые и нормализованные результаты испытаний вместе с результатами моделирования.

Устойчивость к преждевременным отказам с появлением белых трещин травления

Несмотря на то, что введение мер по повышению надёжности, например, использование чёрного оксидирования, значительно сократило количество преждевременных отказов подшипников [6], рынок по-прежнему нуждается в более надёжных решениях. Это применимо как ко вторичному рынку для решения проблем, связанных с использованием старых конструкций, страдающих от преждевременных отказов, так и к новым конструкциям редукторов, так как точные пределы условий эксплуатации, при которых возникают преждевременные отказы подшипников, полностью не изучены [6].

Было выявлено несколько причин преждевременных отказов с появлением белых трещин травления [4]. Для проверки надёжности подшипников были разработаны различные испытания. Компания SKF использует испытательный стенд, на котором преждевременные отказы воспроизводятся путём создания высоких растягивающих напряжений [7]. В условиях эксплуатации высокие растягивающие напряжения могут возникать из-за неправильной посадки, радиального биения по диаметру вала или деформации посадочного места подшипника. На этой установке подшипник устанавливается на валу с искусственно созданной волнистостью, что приводит к высоким растягивающим напряжениям в дорожке качения в верхней части волн (рис. 4). Даже при значениях давления около 1,5 ГПа в контакте качения, что является нормальными условиями для редукторов ветряных турбин, после сравнительно короткого время испытания возникают преждевременные отказы, очень похожие на отказы, наблюдаемые в условиях эксплуатации в редукторах ветряных турбин (рис. 4).

Диаграмма на Рис. 5 показывает, что все шесть высокопрочных подшипников SKF для редукторов были испытаны в одинаковых условиях, и ни один из них не вышел из строя. Все испытания были приостановлены спустя не менее 1600 часов. Подшипники, выполненные из стандартной стали и прошедшие термообработку, выходили из строя в среднем через 178 часов (рис. 5).

Рис. 4. Воспроизведение преждевременных отказов с появлением белых трещин травления путём приложения повышенных кольцевых напряжений [7]: растягивающие напряжения во внутреннем кольце (a); разрушенный подшипник после испытаний с появлением белых трещин травления и линзоподобный элемент на поверхности трещины (b), например, наблюдаемый также при некоторых отказах в условиях реальной эксплуатации.
Рис. 5. Сравнение времени работы на испытательном стенде с приложением растягивающего напряжения для подшипников, выполненных из стандартной стали и прошедших термообработку, и высокопрочных подшипников SKF для редукторов. Среднее время до отказа для подшипников, выполненных из стандартной стали и прошедших термообработку, составляет 178 часов, тогда как все проверенные высокопрочные подшипники SKF для редукторов выдержали испытание до приостановки испытаний.

Новые модели оценки номинального ресурса для высокопрочных подшипников SKF для редукторов

В ветроэнергетике требуется выполнение оценки номинального ресурса подшипников по стандарту ISO/TS 16281:2008 [10]. Стандарт ISO/TS 16281:2008, а также ISO 281:2007 не позволяют рассчитать ресурс подшипников, обеспеченный современными подшипниковыми решениями. Поэтому компания SKF разработала методику включения характеристик высокопрочного подшипника SKF для редукторов в модифицированный ресурс согласно ISO/TS 16281:2008. Он объединяет в себе повышение динамической грузоподъёмности и увеличение модифицированного коэффициента ресурса αISO.

Согласно ISO 281:2007, αISO рассчитывается следующим образом:

Как показано в работе Иоаннидеса и соавт. [11], положительное влияние усовершенствованной термообработки и повышение качества обработки поверхности можно учесть в модели ISO, добавив соответствующие коэффициенты в αISO. Чтобы учесть улучшенные эксплуатационные характеристики высокопрочного подшипника SKF для редукторов, в αISO были включены коэффициент Ψbrg, отражающий особенности исполнения Explorer, и коэффициент ΦHDB, отражающий дополнительное влияние улучшенной стали и термообработки:

На основании результатов усталостных испытаний, представленных выше, можно определить функциональную характеристику Ψbrg и ΦHDB.

Высокопрочный подшипник SKF для редукторов обеспечивает улучшенные свойства материала как на поверхности, так и в подповерхностной зоне. Таким образом, лучшей моделью определения номинального ресурса для максимально реалистичного отражения улучшенных эксплуатационных характеристик является обобщённая модель SKF для расчёта ресурса подшипников (GBLM) [8], в которой разделены поверхностные и подповерхностные процессы (смотрите Рис. 6). Основную формулу для обобщённой модели для расчёта ресурса подшипников SKF можно записать следующим образом:

Член уравнения, относящийся к подповерхностной усталости и представленный в виде интеграла по объёму, может быть определён с помощью традиционных методик определения контактной усталости при качении [8]. Однако член уравнения, относящийся к поверхностным процессам и представленный в виде интеграла по площади, учитывает виды разрушения, связанные с поверхностной усталостью. Он также включает в себя моделирование особенностей конструкции подшипника, которые могут повысить прочность поверхности в описываемой области применения. Этот подход уже успешно применялся для расчёта номинального ресурса гибридных подшипников [9] и будет внедряться и далее в другую продукцию SKF.

После определения различных коэффициентов новой модели номинального ресурса по результатам ранее описанных ресурсных испытаний можно будет оценить номинальный ресурс высокопрочных подшипников SKF для редукторов.

Рис. 6. Разделение поверхностных и подповерхностных процессов в обобщённой модели для расчёта ресурса подшипников SKF.
Процесс обновления и валидации модифицированной модели ISO/TS 16281:2008 и обобщённой модели для расчёта ресурса высокопрочных подшипников SKF для редукторов успешно прошёл аудит DNV.

Увеличение номинального ресурса подшипников зависит от реальных условий эксплуатации. На Рис. 7 дано представление об увеличении среднего ресурса, достигнутого в нескольких примерах расчёта различных ступеней стандартных редукторов. Достигнуто увеличение ресурса более чем в четыре раза. Благодаря комбинированному улучшению характеристик поверхности и подповерхностной зоны достигается значительное увеличение номинального ресурса в широком диапазоне условий эксплуатации.

Рис. 7. Увеличение среднего ресурса достигается путём перехода с SKF Explorer на высокопрочные подшипники SKF для редукторов в различных ступенях стандартного редуктора ветряной турбины. Проведено усреднение результатов многократных расчётов различных рабочих условий, так как увеличение зависит от чистоты масла, коэффициента вязкости k и условий нагружения.

Как высокопрочный подшипник SKF для редукторов может обеспечить повышение интенсивности крутящего момента

Размер подшипника, на который опирается планетарная передача, часто определяет минимальный размер планетарной передачи. Таким образом, потенциальное уменьшение размера этого подшипника оказывает непосредственное влияние на размеры планетарной передачи и, следовательно, на размер венцовой шестерни и соответствующую интенсивность крутящего момента редуктора.

В этом разделе на примере применения показано, как высокопрочный подшипник SKF для редукторов может поддерживать такое повышение интенсивности крутящего момента путём уменьшения размера подшипника сателлита при сохранении того же номинального ресурса подшипника. Он основан на ветряной турбине мощностью 6 МВт, опирающейся на 4-рядный цилиндрический роликоподшипник с наружной дорожкой качения, интегрированной в зубчатое колесо. Требование клиента: достижение номинального ресурса 30 лет, соответствие требованиям IEC 61400-4 [10] и уменьшение до минимума диаметра наружной дорожки качения.

На Рис. 8 показано, как можно уменьшить размер подшипника при сохранении того же номинального ресурса подшипника. Первый столбец: номинальный ресурс исходного подшипника. Второй столбец показывает, насколько увеличится номинальный ресурс, если этот подшипник заменить на высокопрочный подшипник SKF для редукторов. Третий столбец показывает номинальный ресурс оптимизированной конструкции высокопрочных подшипников SKF для редукторов. Диаметр наружной дорожки качения уменьшается на 25 % (с 460 мм до 350 мм), в то время как номинальный ресурс по-прежнему отвечает требованиям клиента.

Рис. 8. Номинальный ресурс и диаметр наружной дорожки качения для конструкции редуктора мощностью 7 МВт: (1) исходный размер, SKF Explorer, (2) исходный размер, высокопрочный подшипник SKF для редукторов и (3) диаметр оптимизированной наружной дорожки качения, высокопрочный подшипник SKF для редукторов.
Это позволяет клиенту уменьшить размеры планетарных передач на 25 %, и, следовательно, венцовую шестерню ступени планетарной передачи, как показано на эскизах на Рис. 9.
Рис. 9. Схематическое представление повышения интенсивности крутящего момента благодаря применению высокопрочного подшипника SKF для редукторов: уменьшение размера подшипника сателлита (b) позволяет уменьшить шестерню планетарной передачи на 25 %, тем самым повышая интенсивность крутящего момента (c).

Аналогичного уменьшения размера можно добиться в разных зонах редуктора:

  • В зависимости от ступени редуктора его производителю требуется уменьшение размера за счёт диаметра или ширины подшипника (что в большей степени относится к высокоскоростным ступеням).
  • На высокоскоростном валу уменьшение размеров путём использования высокопрочного подшипника SKF для редукторов будет способствовать снижению риска возникновения повреждений, связанных с проскальзыванием, где важную роль играет инерция ролика (комплекта).

Выводы

Оптимизированная сталь и термообработка, применяемые для высокопрочных подшипников SKF для редукторов, обеспечивают следующие подтверждённые преимущества:

  • Уменьшение размеров подшипников и шестерен до 25 % при тех же нагрузках позволило увеличить срок службы в 5 раз в отношении поверхностной и подповерхностной усталости.
  • Удовлетворение повышенным требованиям к проектной надёжности и расчётному сроку службы от 30 до 40 лет. Увеличенный номинальный ресурс подшипников, включённый в модифицированную модель ISO/TS 16281:2008, а вскоре и в обобщённую модель для расчёта ресурса подшипников SKF, успешно прошёл аудит DNV.
  • Повышенная эксплуатационная надёжность за счёт более высокой устойчивости к тяжёлым условиям эксплуатации ветряных редукторов.

Кроме того, повышенная устойчивость высокопрочного подшипника SKF для редукторов к типовым видам отказов редукторов ветряных турбин приводит к меньшему количеству внеплановых простоев турбин и затрат на ремонт. Это решение проблем в полевых условиях для повышения надёжности в случае преждевременного выхода подшипников из строя.

Библиография

  1. “Focus areas in Vestas Powertrain”, A. Weber, A. Hansen, Conference for Windpower Drives, Aachen (2021)
  2. “White etching cracks – a consequence, not a root cause of bearing failure”, K. Stadler, R.H. Vegter, D. Vaes, SKF Evolution (2018)
  3. “SKF Rolling Bearing Catalogue”, 2018, SKF
  4. “Understanding and preventing surface distress”, G. Morales, V. Brizmer, SKF Evolution (2011)
  5. “Steels for bearings”, H.K.D.H. Bhadeshia, Progress in Materials Science, 57 (2012)
  6. “Benefits of using black oxidized bearings in wind applications”, K. Stadler, B. Han, V. Brizmer, R. Pasaribu, SKF Evolution (2015)
  7. “Investigation on the mechanisms of white etching crack (WEC) formation in rolling contact fatigue and identification of one root cause for bearing premature failure”, J. Lai, K. Stadler, Wear (2016)
  8. “A major step forward in life modelling”, G. Morales, A. Gabelli, SKF Evolution (2015)
  9. “The SKF Generalized Bearing Life Model for Hybrid Bearings”, G. Morales, A. Gabelli, A. Felix, SKF Evolution (2019)
  10. “Wind turbines – Part 4: Design requirements for wind turbine gearboxes”, IEC 61400-4:2012
  11. “An Analytical Formulation for the Life of Rolling Bearings”, E. Ioannides, G. Bergling, A. Gabelli, Acta Polytechnica Scandinavica, vol. 137 (1999)

Engineering Competence

New bearing design for wind turbine gearboxes

Say hello to a new bearing for wind turbine gearboxes. SKF high durability gearbox bearings for wind have a longer endurance life, higher life rating and increased robustness.

Related Content

The wind industry is facing continual pressure to reduce the levelized cost of energy (LCoE), resulting in new drivetrain designs. Increasing gearbox torque density is required to limit the weight uptower and to limit the size of the largest components for transport [1]. All components, including roller bearings, are therefore required to further downsize without jeopardizing the field performance.

Modern wind turbine gearboxes consist of two or more planetary gear stages. To achieve a higher torque density, the number of planet gears is increased. That way, the torque is split over more gear contacts, which allows reduction of the planet gear and ring gear diameter. These new design trends resulted in significant reduction of gearbox size; however, they also resulted in less space for the bearing supporting the planets (Fig. 1).

Strong roller bearings solutions are needed

One enabler to further reduce the size of planetary gears is the use of hydrodynamic plain bearings. However, depending on the operating conditions, rotational speed and planet gear geometry such as width over diameter ratio, roller bearings are a cost-competitive and well-proven reliable solution. Therefore, new roller bearing solutions are needed that are capable of taking higher loads and contact pressures to support the torque density increase.

These new design trends resulted in significant reduction of gearbox size.

Another important driver in the development of new bearing solutions for wind turbine gearboxes is the need to increase reliability and robustness against typical failure modes in the field, such as premature failures with white etching cracks (WECs) [2] or micropitting [4].

This article presents the SKF high durability gearbox bearing for wind, which is the result of a development project focusing on a new bearing design with:

  • increased bearing rating life to enable downsizing of bearings.
  • higher robustness against typical failure modes in wind gearboxes.

Fig. 1: Typical ring gear and planet gear diameter in the first stage of wind turbine gearboxes (left) and sketch of multi-planet planetary gear stage (right).

SKF high durability gearbox bearing for wind

The SKF high durability gearbox bearing for wind was developed to meet the high demands on rolling bearings in wind turbine gearboxes. This bearing combines a selected bearing-quality steel with a thermochemical heat-treatment process that enriches the surface and subsurface of the bearing components.

Fig. 2: Thermochemical heat treatment of SKF high durability gearbox bearing for wind.
The surface and subsurface enrichment results in a fine microstructure with fine precipitates and a tailored level of stable retained austenite evenly distributed in the microstructure. These features are all commonly considered to have a positive effect on the fatigue resistance of a bearing steel, including resistance to surface-initiated failure and its propagation [5]. This enrichment also contributes to compressive stresses and a higher surface hardness than used today in standard wind industry bearings, further boosting the rolling contact fatigue resistance of this bearing.

Performance evaluation

Bearing life tests

A testing campaign was executed in which very high load, pre-dented raceway, full-film and reduced lubrication conditions were addressed. The pre-dents act as local stress raisers on the surface, reducing the effectiveness of lubrication. Testing parameters are summarized in Table 1.

Table 1: Testing conditions in terms of load (C/P) and lubrication (kappa) conditions.

The tests were performed with medium-size tapered roller bearings, today used on the high-speed shaft of gearboxes of the 2 MW and 3 MW range.

Two bearing variants were tested. The baseline is a state-of-the-art through-hardened series bearing, including SKF Explorer [3] features and black oxide coating. It is compared with the SKF high durability gearbox bearing for wind.

All endurance testing results have been pooled on a single normalized Weibull chart, presented in Fig. 3. This figure highlights the significant performance increase of the SKF high durability gearbox bearing versus the baseline. The star shows the modified ISO/TS 16281:2008 life for the SKF high durability gearbox bearing (see section 4). The model parameters are selected so that the calculated rating life is close to the lower limit of the confidence interval of the L10h.

Fig. 3: Pooled and normalized test results alongside the model prediction.

Robustness against premature failures with WECs

Although the introduction of robustness-increasing measures such as black oxide coating has reduced the number of premature bearing failures significantly [6], there is still a market need for more robust solutions. This is valid both for aftermarket, as a problem solver for older designs suffering from premature failures, and for new gearbox designs, because the exact limits of operating conditions when bearings suffer from premature failures are not fully understood [6].

Several drivers for premature failures with WECs have been identified [4]. Different tests have been developed to verify the robustness of bearing solutions. SKF uses a test rig where premature failures are reproduced by introducing high tensile stresses [7]. In the application, high tensile stresses can arise from inadequate fits, radial runout of the shaft diameter or deformation of the bearing seating. On this rig, the bearing is mounted on a shaft with artificial waviness, resulting in high tensile stresses in the raceway at the top of the waves (Fig. 4). Even at contact pressures around 1.5GPa in the rolling contact, which are representative for normal operating conditions in wind turbine gearboxes, premature failures are generated after relative short testing time with a very similar appearance as failures seen in the field (Fig. 4).

The bar chart in Fig. 5 shows that six SKF high durability gearbox bearings have been tested under identical conditions and none of them have failed. All tests were suspended after 1,600 hours or more. Bearings of standard steel and heat treatment failed on average after 178 hours.

Fig. 4: Reproducing premature failures with WECs by applying increased hoop stresses [7]: tensile stresses in inner ring (a), and failed bearing after test with WECs and lens-shaped feature in crack surface (b), such as seen in several field failures as well.
Fig. 5: Comparison of running time on tensile stress test rig between standard steel and heat treatment and SKF high durability gearbox bearings. The average time to failure of standard steel and heat treatment is 178 hours, while all SKF high durability gearbox bearings tested survived until the tests were suspended.

New rating life models for SKF high durability gear‍box bearings for wind

The wind industry requires an evaluation of the bearing rating life using ISO/TS 16281:2008 [10]. ISO/TS 16281:2008 as well as ISO 281:2007 do not allow the calculation of the bearing life provided by advanced bearing solutions. Therefore, SKF has developed a methodology to incorporate SKF high durability gearbox bearing performance into ISO/TS 16281:2008 modified rating life. It combines an increase of the dynamic load rating and an increase in the life modification factor αISO.

According to ISO 281:2007, αISO is calculated as:

As shown in Ioannides et al. [11], the beneficial effect of advanced heat treatments and improved surface finish can be accounted for in the ISO model by adding proper characteristic numbers in aISO. To incorporate the performance improvement of the SKF high durability gearbox bearing, the factors Ψbrg, reflecting the Explorer effect, and ΦHDB, reflecting the additional effect of the improved steel and heat treatment, have been included in αISO:

Based on endurance testing presented previously, the adjustment function Ψbrg and ΦHDB can be determined.

SKF high durability gearbox bearings have improved material properties in both the subsurface and the surface. Therefore, the SKF generalized bearing life model (GBLM) [8] is the rating life model best suited to reflect the increased performance as realistically as possible, which separates the surface and subsurface effects (see Fig. 6). The basis of the SKF GBLM can be written as:

The subsurface term of the equation, represented by the volume integral, can be solved using established rolling contact fatigue methods [8]. However, the surface term, given by the area integral, accounts for failure modes related to surface fatigue. The surface term also incorporates modelling of the bearing design feature that can enhance the strength of the surface as in the present application. This approach was already successfully applied to the rating life calculation of hybrid bearings [9] and will be rolled out to more and more SKF products.

Once the different factors of the new rating life model are defined based on the previously described life tests, the rating life of SKF high durability gearbox bearings can be evaluated.

Fig. 6: Separation of surface and subsurface as proposed by the SKF GBLM.
The process to update and validate the modified ISO/TS 16281:2008 and SKF GBLM rating life models for SKF high durability gearbox bearings have been successfully audited by DNV.

The increase of the bearing rating life depends on the actual operating conditions. Fig. 7 gives an indication of the average life increase achieved in several calculation examples of the different stages of typical gearboxes. The life increase achieved is more than a factor of four. Thanks to the combined improvement of the surface and the subsurface performance, a significant rating-life increase is achieved over a wide range of operating conditions.

Fig. 7: Average rating life increase achieved by modelling a change from SKF Explorer to SKF high durability gearbox bearings for the different stages in a typical wind turbine gearbox. The results are averaged over many calculations modelling different relevant operating conditions, since the rating life increase depends on oil cleanliness, kappa and loading conditions.

How SKF high durability gearbox bearings for wind can support torque density increase

The dimension of the bearing supporting the planet gear often determines the minimum size of the planet gear. Therefore, a potential downsizing of this bearing will directly influence the planet gear dimensions and hence the size of ring gear and consequently the torque density of the gearbox.

This section shows with an application example how SKF high durability gearbox bearings can support this torque density increase by downsizing the planet bearing while keeping the same bearing rating life. It is based on a state-of-the-art 6 MW wind turbine gearbox, supported by a 4-row cylindrical roller bearing with the outer raceway integrated in the gear wheel. The customer requirement is to achieve a rating life of 30 years, fulfil the requirements of IEC 61400-4 [10] and minimize the outer raceway diameter.

Fig. 8 shows how the bearing size can be reduced while keeping the same bearing rating life. The first bar shows the bearing rating life of the original bearing selection. The second bar shows how the rating life would increase if this bearing were changed to an SKF high durability gearbox bearing. The third bar shows the rating life of the optimized bearing design using SKF high durability gearbox bearings. The outer raceway diameter is reduced by 25 %, from 460 mm to 350 mm, while the rating life is still fulfilling the customer requirements.

Fig. 8: Rating life and outer raceway diameter for 7 MW gearbox design: (1) original size, SKF Explorer, (2) original size, SKF high durability gearbox bearings and (3) optimized outer raceway diameter, SKF high durability gearbox bearing.
This allows the customer to reduce the dimensions of the planet gears up to 25 % and consequently also downsize the ring gear of the planetary gear stage as indicated by the sketches in Fig. 9.
Fig. 9: Sketch of torque density increase by applying SKF high durability gearbox bearing: The downsizing of the planet bearing (b) allows the reduction of the planet gear wheel by 25 %, thereby increasing the torque density (c).

Similar size reductions can be achieved on different positions in the gearbox:

  • Depending on the gear stage, the gearbox manufacturer requires a size reduction focusing on diameter or on bearing width (more relevant for higher speed stages).
  • On the high-speed shaft, downsizing with SKF high durability gearbox bearings will contribute to a reduced risk for slip-related damages, where roller (set) inertia plays an important role.

Conclusions

The optimized steel and heat-treatment process applied for SKF high durability gearbox bearings results in following proven benefits:

  • Confident downsizing of up to 25 % in bearing and gear dimension at the same loads enabled through five-times-longer life on surface and subsurface fatigue.
  • Satisfy the increased design-reliability requirements and design-life demands of 30 to 40 years with bearing rating life at the forefront of the industry, included in a modification of ISO/TS 16281:2008 and soon as well in SKF GBLM, successfully audited by DNV.
  • Increased field reliability by higher robustness against tough operating conditions in wind gearboxes.

Moreover, the increased robustness of SKF high durability gearbox bearings against typical failure modes in wind turbine gearboxes lead to less unplanned turbine standstill and repair cost. It’s a problem solver in the field to increase the reliability in case of premature bearing failures.

References

  1. “Focus areas in Vestas Powertrain”, A. Weber, A. Hansen, Conference for Windpower Drives, Aachen (2021)
  2. “White etching cracks – a consequence, not a root cause of bearing failure”, K. Stadler, R.H. Vegter, D. Vaes, SKF Evolution (2018)
  3. “SKF Rolling Bearing Catalogue”, 2018, SKF
  4. “Understanding and preventing surface distress”, G. Morales, V. Brizmer, SKF Evolution (2011)
  5. “Steels for bearings”, H.K.D.H. Bhadeshia, Progress in Materials Science, 57 (2012)
  6. “Benefits of using black oxidized bearings in wind applications”, K. Stadler, B. Han, V. Brizmer, R. Pasaribu, SKF Evolution (2015)
  7. “Investigation on the mechanisms of white etching crack (WEC) formation in rolling contact fatigue and identification of one root cause for bearing premature failure”, J. Lai, K. Stadler, Wear (2016)
  8. “A major step forward in life modelling”, G. Morales, A. Gabelli, SKF Evolution (2015)
  9. “The SKF Generalized Bearing Life Model for Hybrid Bearings”, G. Morales, A. Gabelli, A. Felix, SKF Evolution (2019)
  10. “Wind turbines – Part 4: Design requirements for wind turbine gearboxes”, IEC 61400-4:2012
  11. “An Analytical Formulation for the Life of Rolling Bearings”, E. Ioannides, G. Bergling, A. Gabelli, Acta Polytechnica Scandinavica, vol. 137 (1999)

Keep me updated

Want to learn more about what is driving change in the engineering world? EVOLUTION helps you to stay up to date with emerging trends as well as the latest technology. Sign up for EVOLUTION updates to receive new content directly to your inbox.

Sign up